Про древний Рим снято огромное количество фильмов и сериалов. Некоторые из них неплохо воспроизводят исторические детали показываемой эпохи, но большинство — нет. В этом видео я раскажу о наиболее частых ошибках и неточностях в изображении древнего рима, его реалий и истории в кино.
Стремена
Первая ошибка, которую очень часто допускают при показе не только Рима, но и вообще любого античного общества. Можно взять буквально любой фильм о древнем риме. Кавалерия в нём обязательно будет использовать стремена. Постановщиков можно понять, ездить на лошадях без стремян умеет далеко не каждый каскадёр, не говоря уже об обычных актёрах. В реальной истории в Европе стремена появились не ранее VI века нашей эры, т.е. буквально в последние годы существования западной римской империи.
Архитектура
Город Рим практически всегда показан застроенным величественными мраморными зданиями, причём обязательно с Колизеем. Если действие фильма происходит, скажем в 2-4 веках нашей эры, то все правильно. Но республиканский рим был кирпичным (за исключением храмов на Палпатинском холме), а каменный Колизей (он же амфитеатр Флавиев) появился лишь в конце первого века.
Ещё одна часто встречающаяся ошибка, связанная с римской архитектурой. Римский сенат в фильмах обычно заседает в круглом помещении. Это соответствует действительности, но лишь в республиканские времена. В Курии Гостилии был большой круглый зал, где проходили заседания сената. Но в 52 г. до н.э. это здание сгорело целиком, и по приказу Юлия Цезаря для римского сената была построена Курия Юлия. Она стоит в городе Риме по сей день. Любой желающий может убедиться, что это строение прямоугольной формы. Кроме того часто заседания сената проходили и в других помещениях, которые, как правило, круглыми не были.
Одежда
Древнеримские женщины в кино постоянно ходят по улицам без верхней одежды, в одной тунике. В историческом Риме в подобном наряде могли показываться на людях только рабыни. Почтенные матери семейств матроны носили два платья (тунику и столу), а если погода была плохая, то и плащ. К тому же римская матрона не появлялась на улице с непокрытой головой, это было неприлично. Хотя бы символическая накидка или повязка должна была прикрывать её волосы.
Статуи как на улицах Рима (и других городов того времени), так и в помещениях в фильмах практически всегда белые, такие, какими мы привыкли их видеть в музеях. Но такими они стали после того, как пролежали в земле много веков. И римляне, и греки раскрашивали статуи, для придания им максимальной реалистичности.
Надо сказать и о древнеримских доспехах. Для экономии бюджета картины их порой делают из чего попало. Наиболее часто в кино встречаются почему-то кожаные доспехи. Римские легионеры их не использовали, в самом худшем случае на них мог быть матерчатый «льняной» доспех. Не менее часто в кино легионеры щеголяют в пластинчатом доспехе, даже если действие происходит во времена Цезаря или более ранние. Но лорика сегментата появилась в римской армии при императоре Октавиане Августе, до того основным доспехом была лорика хамата, представлявшая собой обычную кольчугу.
Зачастую постановщики боёв в фильмах не представляют себе римскую тактику, и легионеры у них сражаются как варвары: каждый сам по себе. Между тем основным преимуществом римского войска был плотный строй, который нельзя было нарушать ни при каких обстоятельствах. Легионер вне строя мог оказаться только в ситуации полного разгрома и панического бегства, никак иначе.
Ну и последнее. В фильмах легионеры порой демонстрируют в бою лихое фехтование на мечах. В реальности римский пехотинец любое вражеское оружие парировал только щитом. Гладиус применялся лишь для колющих ударов, им не отражали вражеские клинки.
Стремена
Первая ошибка, которую очень часто допускают при показе не только Рима, но и вообще любого античного общества. Можно взять буквально любой фильм о древнем риме. Кавалерия в нём обязательно будет использовать стремена. Постановщиков можно понять, ездить на лошадях без стремян умеет далеко не каждый каскадёр, не говоря уже об обычных актёрах. В реальной истории в Европе стремена появились не ранее VI века нашей эры, т.е. буквально в последние годы существования западной римской империи.
Архитектура
Город Рим практически всегда показан застроенным величественными мраморными зданиями, причём обязательно с Колизеем. Если действие фильма происходит, скажем в 2-4 веках нашей эры, то все правильно. Но республиканский рим был кирпичным (за исключением храмов на Палпатинском холме), а каменный Колизей (он же амфитеатр Флавиев) появился лишь в конце первого века.
Ещё одна часто встречающаяся ошибка, связанная с римской архитектурой. Римский сенат в фильмах обычно заседает в круглом помещении. Это соответствует действительности, но лишь в республиканские времена. В Курии Гостилии был большой круглый зал, где проходили заседания сената. Но в 52 г. до н.э. это здание сгорело целиком, и по приказу Юлия Цезаря для римского сената была построена Курия Юлия. Она стоит в городе Риме по сей день. Любой желающий может убедиться, что это строение прямоугольной формы. Кроме того часто заседания сената проходили и в других помещениях, которые, как правило, круглыми не были.
Одежда
Древнеримские женщины в кино постоянно ходят по улицам без верхней одежды, в одной тунике. В историческом Риме в подобном наряде могли показываться на людях только рабыни. Почтенные матери семейств матроны носили два платья (тунику и столу), а если погода была плохая, то и плащ. К тому же римская матрона не появлялась на улице с непокрытой головой, это было неприлично. Хотя бы символическая накидка или повязка должна была прикрывать её волосы.
Статуи как на улицах Рима (и других городов того времени), так и в помещениях в фильмах практически всегда белые, такие, какими мы привыкли их видеть в музеях. Но такими они стали после того, как пролежали в земле много веков. И римляне, и греки раскрашивали статуи, для придания им максимальной реалистичности.
Надо сказать и о древнеримских доспехах. Для экономии бюджета картины их порой делают из чего попало. Наиболее часто в кино встречаются почему-то кожаные доспехи. Римские легионеры их не использовали, в самом худшем случае на них мог быть матерчатый «льняной» доспех. Не менее часто в кино легионеры щеголяют в пластинчатом доспехе, даже если действие происходит во времена Цезаря или более ранние. Но лорика сегментата появилась в римской армии при императоре Октавиане Августе, до того основным доспехом была лорика хамата, представлявшая собой обычную кольчугу.
Зачастую постановщики боёв в фильмах не представляют себе римскую тактику, и легионеры у них сражаются как варвары: каждый сам по себе. Между тем основным преимуществом римского войска был плотный строй, который нельзя было нарушать ни при каких обстоятельствах. Легионер вне строя мог оказаться только в ситуации полного разгрома и панического бегства, никак иначе.
Ну и последнее. В фильмах легионеры порой демонстрируют в бою лихое фехтование на мечах. В реальности римский пехотинец любое вражеское оружие парировал только щитом. Гладиус применялся лишь для колющих ударов, им не отражали вражеские клинки.
- Category
- Документальные фильмы
- Sorry, there are no videos to show.
