Главные ошибки в фильмах и сериалах о Древнем Риме

Thanks! Share it with your friends!

You disliked this video. Thanks for the feedback!

Про древний Рим снято огромное количество фильмов и сериалов. Некоторые из них неплохо воспроизводят исторические детали показываемой эпохи, но большинство — нет. В этом видео я раскажу о наиболее частых ошибках и неточностях в изображении древнего рима, его реалий и истории в кино.
Стремена
Первая ошибка, которую очень часто допускают при показе не только Рима, но и вообще любого античного общества. Можно взять буквально любой фильм о древнем риме. Кавалерия в нём обязательно будет использовать стремена. Постановщиков можно понять, ездить на лошадях без стремян умеет далеко не каждый каскадёр, не говоря уже об обычных актёрах. В реальной истории в Европе стремена появились не ранее VI века нашей эры, т.е. буквально в последние годы существования западной римской империи.
Архитектура
Город Рим практически всегда показан застроенным величественными мраморными зданиями, причём обязательно с Колизеем. Если действие фильма происходит, скажем в 2-4 веках нашей эры, то все правильно. Но республиканский рим был кирпичным (за исключением храмов на Палпатинском холме), а каменный Колизей (он же амфитеатр Флавиев) появился лишь в конце первого века.
Ещё одна часто встречающаяся ошибка, связанная с римской архитектурой. Римский сенат в фильмах обычно заседает в круглом помещении. Это соответствует действительности, но лишь в республиканские времена. В Курии Гостилии был большой круглый зал, где проходили заседания сената. Но в 52 г. до н.э. это здание сгорело целиком, и по приказу Юлия Цезаря для римского сената была построена Курия Юлия. Она стоит в городе Риме по сей день. Любой желающий может убедиться, что это строение прямоугольной формы. Кроме того часто заседания сената проходили и в других помещениях, которые, как правило, круглыми не были.
Одежда
Древнеримские женщины в кино постоянно ходят по улицам без верхней одежды, в одной тунике. В историческом Риме в подобном наряде могли показываться на людях только рабыни. Почтенные матери семейств матроны носили два платья (тунику и столу), а если погода была плохая, то и плащ. К тому же римская матрона не появлялась на улице с непокрытой головой, это было неприлично. Хотя бы символическая накидка или повязка должна была прикрывать её волосы.
Статуи как на улицах Рима (и других городов того времени), так и в помещениях в фильмах практически всегда белые, такие, какими мы привыкли их видеть в музеях. Но такими они стали после того, как пролежали в земле много веков. И римляне, и греки раскрашивали статуи, для придания им максимальной реалистичности.
Надо сказать и о древнеримских доспехах. Для экономии бюджета картины их порой делают из чего попало. Наиболее часто в кино встречаются почему-то кожаные доспехи. Римские легионеры их не использовали, в самом худшем случае на них мог быть матерчатый «льняной» доспех. Не менее часто в кино легионеры щеголяют в пластинчатом доспехе, даже если действие происходит во времена Цезаря или более ранние. Но лорика сегментата появилась в римской армии при императоре Октавиане Августе, до того основным доспехом была лорика хамата, представлявшая собой обычную кольчугу.
Зачастую постановщики боёв в фильмах не представляют себе римскую тактику, и легионеры у них сражаются как варвары: каждый сам по себе. Между тем основным преимуществом римского войска был плотный строй, который нельзя было нарушать ни при каких обстоятельствах. Легионер вне строя мог оказаться только в ситуации полного разгрома и панического бегства, никак иначе.
Ну и последнее. В фильмах легионеры порой демонстрируют в бою лихое фехтование на мечах. В реальности римский пехотинец любое вражеское оружие парировал только щитом. Гладиус применялся лишь для колющих ударов, им не отражали вражеские клинки.
Category
Документальные фильмы
  • Sorry, there are no videos to show.